Яндекс.Погода
Версия для печати

Статьи

назад

Фото

Чистая правда

Показатели развития клининговой отрасли в России ежегодно увеличиваются на 30-40%. Однако с ростом рынка у его игроков появляются многочисленные вопросы и проблемы. Куда шагает наша индустрия чистоты?

Семимильными шагами

Аналитики утверждают, что рынок клининговых услуг стабильно развивается. Только за 2007 год его доля возросла более чем на 35%. В Москве на сегодняшний день насчитывается около 150 крупных фирм подобного профиля, которые способны конкурировать между собой на высокопрофессиональном уровне. Плюс ежегодно регистрируется около 500 средних и мелких клининговых предприятий. Поэтому многие уже заговорили о стабилизации сектора клинингового бизнеса в столице России. Что же касается регионов, то здесь ситуация постоянно меняется. Идет острая борьба за своего клиента, причем в этой борьбе не всегда используются цивилизованные приемы. Тем не менее задел на бурное развитие клинингового бизнеса в нашей стране немалый. Для сравнения: за последний год объем рынка в Москве составил 780 млн у.е., даже если прибавить все регионы, то до объема всего рынка США, составляющего 66 млрд у. е., нам еще далеко. Правда, в Европе эта цифра немного скромнее — 24 млрд у.е. в год.

По словам Елены Пупиной, генерального директора Международной ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), развитие клинингового бизнеса сегодня тормозится по причине следующих факторов: незнание клиентами рынка вообще, отсутствие тендеров, критериев оценки предоставляемых услуг и отсутствие контроля, невыполнение всех деталей контракта со стороны клинеров. Существуют также трудности с техническим и химическим оснащением предприятий чистоты. Отечественные производители уборочной техники очень бледно выглядят на фоне зарубежных лидеров. А продукция таких компаний, как Kercher (Германия), Cleanfix (Швейцария), Numatiс (Англия), Nilfisk (Дания), Taski (Швейцария), стоит дорого, отчего цены на услуги уборщиков ползут вверх. Как правило, российские предприниматели предпочитают закупать более доступную технику и химикаты в Италии. А чтобы еще сократить расходы, многие руководители предпочитают делать ставку сразу на моющие машины, оставляя без внимания подметающую технику. Тем не менее количество предприятий, отдающих уборку своих помещений на аутсорсинг клининговым фирмам, возрастает. Правда, чаще всего заключаются договоры на ежедневную уборку помещений. Такой подход приносит клинерам не столько высокий доход, сколько уверенность в завтрашнем дне. Ведь именно от роста коммерческой недвижимости сегодня зависит и рост сферы услуг чистоты. Единственным не вовлеченным в это развитие остается государственный сектор, который из-за недостатка финансирования пока обходится собственными силами.

Чистота — залог успеха

Сергей Шухрин, генеральный директор клининговой компании ООО "Фабрика чистоты", привел свою статистику: 20% бизнесменов на сегодняшний день даже не слышали о клининге, 50% считают аутсорсинг клининговых услуг невыгодным и только 30% пользуются услугами клинеров.

Чтобы убедить в необходимости профессиональной уборки, г-н Шухрин всегда задает предпринимателям странный, на первый взгляд, вопрос: "А нефть вы тоже добываете сами?". Действительно, аутсорсинг позволяет руководителям не только сосредоточиться на своих основных задачах, но и получать профессиональное обслуживание помещений. Причем не секрет, что от внешнего вида любого заведения сегодня зависит конечный и желательно успешный результат бизнеса в целом.

Так как человеческая деятельность весьма разнообразна, то и подходы к уборке, например в торговых центрах, ресторанах, медучреждениях, офисных помещениях, будут различными. Всем знакомая бабушка с ведром, шваброй и половой тряпкой - это уже вчерашний день, хотя в копилке у Сергея Шухрина есть масса смешных примеров из жизни. Например, недавно он запечатлел объявление, висевшее в туалете Совета Федерации на 15-м этаже: "Мусор в ведро не бросать - нет дна!". Понятно, если клининговыми услугами не пользуются бедные социальные учреждения, но что происходит в головах руководителей солидных организаций? Дело в том, уверен г-н Шухрин, что многие сегодня еще подвержены влиянию мифов. Например, что уборщики клининговой компании воруют больше, чем свои, или что расходы на аутсорсинг выше, чем расходы на собственную службу уборки. Однако сами клинеры считают, что любое воровство — это лишь вопрос контроля, а стоимость работ всегда можно просчитать и сравнить.

Другое дело, если руководители привыкли удовлетворяться низким уровнем уборки. Но процесс наведения "самопальной" чистоты должен сегодня как-то структурироваться. А ведь до сих пор даже в казармах, тюрьмах, больницах, а также школах и в зоне ЖКХ не существует подробных инструкций, как правильно приводить в порядок то или иное помещение. Сравните, в армии США такой документ содержит аж 90 страниц. Здесь есть над чем подумать! Современные клининговые компании стараются к стандартным ГОСТовским нормам добавлять еще и собственные знания и умения, которые собираются по крупицам и добываются благодаря участию в международных выставках, конференциях, объединениях, учитывая собственный опыт.

О местах отхожих

Необходимо заметить, что область работы клининговых компаний отнюдь не заканчивается на уборке помещений. Особенное и очень перспективное направление в этой сфере услуг занимают вывоз и переработка отходов жизнедеятельности человека. Константин Климов, замначальника управления по экологическому контролю областного комитета по охране окружающей среды и природопользования, подчеркнул, что сегодня только 10% свалок отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Остро стоит проблема несанкционированных свалок в черте города, ежегодно их насчитывают более 400. Действительно, если взять любую газету объявлений, то без труда можно найти массу предложений по вывозу мусора. Однако лишь единицы этих компаний будут иметь лицензию на такую деятельность. За свои услуги эти предприятия берут невысокую цену; демпингуя таким образом, они препятствуют работе профессионалов. Плюс ко всему они наносят непоправимый вред окружающей среде.

До конца 2014 года в Нижнем Новгороде и области, по словам г-на Климова, власти должны решить проблемы с полигонами. Семь крупных площадок по сбору и переработке мусора будут принимать отходы с разных концов Нижегородской области. Один из таких, к примеру полигон Игумново, в первую очередь подвергнется рекультивации и модернизации. Поэтому клининговые компании уже сейчас могут разрабатывать свои схемы взаимодействия как с населением, так и с организациями. Сергей Шухрин, правда, добавил, что власти и бизнесу неплохо бы вместе поработать над этим вопросом. Потому что одними методами наказания, которыми, как правило, пользуются работники надзорных инспекций, или отдельными бизнес-начинаниями создать зону чистоты в области не удастся!

Конференция "Тенденции и перспективы развития клининговых услуг в нижегородском регионе" проходила в Торгово-промышленной палате Нижегородской области в рамках II специализированной выставки "Технологии чистоты - 2008".

P.S. В условиях кризиса ситуация на рынке клининга, скорее всего, изменится. Одни компании решат сэкономить на уборке и будут решать этот вопрос "своими силами", другие, наоборот, обратятся к специалистам. В любом случае многое будет зависеть от предлагаемых цен.

 

Виктор Матвиенко


назад