Яндекс.Погода
Версия для печати

Статьи

назад

Фото

О причинах, тормозящих развитие индустрии клининга в России

Рынок клининговых услуг в России расширяется с каждым годом, однако прирост происходит преимущественно за счет бизнес-сферы. А в секторе ЖКХ, столь нуждающегося в клининговой помощи, эти услуги существуют или на стадии эксперимента или отсутствуют вовсе. О причинах, тормозящих развитие профессионального рынка чистоты, рассказывает директор Международной ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ) по Приволжскому региону Сергей Шухрин.
- Есть у нас в стране опыт клининговых компаний, обслуживающих сектор ЖКХ?

- Насколько мне известно, была такая попытка в Москве. На уровне мэрии был выбран целый микрорайон и был заключен договор с некой клининговой компанией на оказание услуг по уборке подъездов и прилегающих к домам территорий. В итоге, уже через несколько месяцев стало понятно, что эксперимент не удастся. Причин было несколько. Самая главная, что жильцы не смогли оплачивать эти услуги, собиралось примерно 60%- 70% от необходимой суммы. Замечу, что понесла финансовые потери частная клиниговая компания. Во-вторых, председатели ТСЖ, которые являются связующим звеном между жителями и их обслуживающими фирмами, не понимают на сегодняшний момент ни сути, ни особенностей, ни преимуществ клининговых услуг. И как следствие, - третьих, была неграмотно высчитана стоимость предоставляемых услуг. Правильно высчитать стоимость уборки достаточно сложно.

- Получается, что всему виной необразованность людей в этом вопросе?

- Многие привыкли к уборщице, которая, используя ведро и грязную тряпку, раз в неделю моет подъезд за 5 000 рублей. Клининговые услуги, к примеру, стоят 10 000 рублей, но то, что это уже квалифицированная уборка, с применением химических средств, специального оборудования и навыков, никто не знает. Поэтому у граждан резонно возникает вопрос- протест "а за что я буду переплачивать?" На сегодняшний день, в целях просвещения, наша организация готова совершенно бесплатно проводить обучающие семинары для председателей ТСЖ и других социальных учреждений. С другой стороны, если честно, то клининговой компании интересно обслуживать сектор ЖКХ только при желании жильцов покупать дополнительные услуги. Например, генеральную уборку квартиры, чистку ковров, мелкий ремонт в подъездах, ландшафтные работы на площадке возле дома и. т. д. Плюс ко всему играет роль и общий масштаб работ. Если это один подъезд - стоимость будет высокая, если на обслуживание поставлен квартал, то и цена на аналогичные услуги значительно снизится.

- Лично вы в Нижнем Новгороде пытались изменить ситуацию к лучшему?

- Когда я переехал в новый дом, то сразу предложил нашему председателю ТСЖ воспользоваться услугами клининга. Он так мне прозрачно намекнул, что уже есть уборщица и ничего не надо, что я сразу вспомнил фразу из фильма "ничего красть не нужно, до вас уже все украли". В итоге, подъезд кое-как убирается раз в неделю, мусоропроводы не чистятся, тараканы и мыши шныряют повсюду, окна грязные и т. д. Сам недавно организовал субботник жильцов, чтобы помыть лифт. Люди должны понять, что клининг - это система чистоты, а не тетя Дуся с тряпкой. Причем многие сегодня в состоянии заплатить за эту систему.

- Кто же должен убеждать жильцов в целесообразности привлечения клининговых услуг?

- Естественно, что самим компаниям этим заниматься, по меньшей мере, странно, ну не листовки же разбрасывать по почтовым ящикам? Думаю, должна быть создана инициативная группа из активистов, которая работала в этом направлении. Ну, хотя бы провела анкетирование всех жильцов. Необходимо узнать, в каких услугах нуждаются сегодня граждане, а за какие услуги они готовы платить. Приведу простой пример. В недалеком будущем у нас в Нижнем Новгороде заработает программа по селективному сбору отходов. А мы уже сейчас готовы работать по этим европейским стандартам. Нужно только поставить различные по цвету контейнеры и объявить жильцам, что за раздельный сбор пластика, стекла, бумаги и прочих бытовых отходов, стоящая в квитанции сумма за вывоз и переработку мусора значительно снизиться. Думая на это многие пойдут. Другое дело, что подобная схема не выгодна, например управленцам ТСЖ, так как их зарплата в процентном отношении зависит от количества собранных денег с жильцов. Меньше денег, меньше зарплата, экономия не выгодна! Получается, что система сама себя убивает.

- Что же делать? Возможно, еще не пришло время для освоения клининговыми компаниями сектора ЖКХ?

- Время здесь ни при чем. Необходимо работать над сознанием людей. Посмотрите, одна и та же компания может предоставить целый спектр услуг: мытье подъездов, дезинфекцию и чистку мусоропроводов, удаление надписей, разбрасывание реагентов зимой и устранение наледи с крыш, полив цветов, обрезку крон деревьев, покос травы, устранение небольших дефектов в ремонте. Всем известна история: вылетела одна плитка, ее вовремя не поставили на место, потом замазали цементом, а в итоге за ней выпадают и остальные. Для клининговой компании такие работы вообще считаются бонусом! Подумайте, если на все эти виды работ будут наниматься отдельные фирмы, то для жильцов это все равно выйдет дороже, просто суммы будут размазаны. Хоть кто-нибудь сегодня знает нормативы обслуживания жилых домов? Кто-нибудь знает, как правильно и какими средствами убираться? И сколько это стоит? Думаю, нет. Лично у меня есть предложения формировать потребителей рынка чистоты уже со школьной скамьи. Почему бы в школьную программу по труду не ввести следующий раздел: " клининг" или по - нашему "технология уборки"? Полагаю, что система чистоты должна формироваться в первую очередь в голове человека!

 

Виктор Матвиенко


назад